АССОЦИАЦИЯ “РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ”
30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЯЕМ ЛУЧШИХ!

Телефон:

+7 (985) 211-29-88

Александр Рулевский (ЧАД, ЮУрГУ): «Важность деятельности РОАД не подлежит сомнению»

Ассоциация РОАД традиционно поддерживала связи с региональными профессиональными сообществами в разные годы своего существования. Довольно сильные неформальные сообщества образовались в некоторых регионах: на Урале, в Сибири, в Приволжье, на Юге России. Некоторые из них были зарегистрированы как ассоциации. Впрочем, в последние лет 15 консолидирующую функцию для защиты интересов российских дилеров взяла на себя РОАД.

Активным и открытым инновациям региональным объединением автодилеров остается Ассоциация челябинских автомобильных дилеров (ЧАД), которую возглавляет Александр Рулевский. Человек, в автомобильном мире известный: президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров, долгие годы работал на кафедре «Автомобили и тракторы», а в настоящее время заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса Южно-Уральского Государственного Университета (ЮУрГУ),
кандидат технических наук, доцент, «Почетный работник высшего образования РФ».
Автор более 50 научных работ, имеет 15 авторских свидетельств.

Кстати, бывший издатель и главный редактор журнала «Авторынок», который в 1994 – 2014гг. распространялся в Челябинской области.

Рулевский — человек, профессионально состоявшийся во многом благодаря той базе, которая существует в (ЮУрГУ). В 1979 году он сам окончил автотракторный факультет Челябинского политехнического института, потом там же стал преподавать.

Челябинский «политех» с его автотракторным факультетом (в настоящее время автотранспортный факультет) вообще место легендарное, выпустившее огромное количество первоклассных инженеров. ВУЗ был создан по личному указанию И.В.Сталина в 1943 году на базе эвакуированного в Челябинск Сталинградского Механического института из современного Волгограда.

https://encyclopediaat.susu.ru/a/58-avtotraktornyj-fakultet.html

До сих пор автотранспортный факультет ЮУргУ пользуется огромным авторитетом. Это плацдарм для испытания новых технологий в автомобилестроении, кузница кадров не только для автомобильной промышленности, но уже и авторитейла.

https://encyclopediaat.susu.ru/gordost-fakulteta.html

Между тем, и сама Ассоциация дилеров Челябинской области в этом году тоже отмечает юбилей – ей исполнилось 15 лет!

Для исторической рубрики РОАД, посвященной 25-летию Ассоциации, Александр Рулевский рассказал об истории развитии авторитейла по ту сторону Уральского хребта, коснулся проблем региональных дилеров, а также поделился информацией о новых проектах, реализуемых на базе Южно-Уральского Университета.


— Александр Дмитриевич, расскажите, на каком этапе развития сегодня находится Ассоциация дилеров Челябинской области? Как она образовалась и для каких задач? 

— Чтобы понять, как в Челябинске организовалась региональная ассоциация дилеров и почему она, в отличие от многих других подобных образований, выжила нужно совершить небольшой экскурс в историю.

Автомобильный бизнес зародился у нас, как и везде, в начале 90-х годов. Причем, он появился не сам по себе, а в качестве обслуживания бартерных сделок.
Если помните,  в те годы «бал правил» бартер. Схемы его были самыми изощренными, но чтобы получить «живые» деньги, «замыкающим контуром» бартера должны были быть либо автомобили, либо продукты питания. Поэтому многие коммерческие структуры были просто вынуждены налаживать поставки в Челябинск автомобилей. Затем те, у кого это хорошо получалось, стали получать заказы от своих коллег-предпринимателей, которые подобные вопросы решать не могли, а, значит, их бартерные схемы не работали. Это уже было похоже на бизнес.

Когда  привезенные машины начали реализовывать частным потребителям, это и вовсе стало автомобильным бизнесом. Причем, высокорентабельным.

Поэтому неслучайно большинство «пионеров» челябинского автомобильного рынка переключились на него в 90-е годы с рынков металла, продуктов или бытовой техники и т.д.

— Автомобильная торговля, как и везде в то время, носила стихийный характер?

— Да, все автомобильные компании «первой волны» начинали свою работу в «свободном формате» — с арендных площадей и уличных торговых стоянок. Если удавалось снять в аренду помещение магазина в центре города, это считалось огромной удачей. Многие использовали для создания «шоу-румов» очень экзотические схемы.

Одна из ведущих наших компаний, например, купила и установила на своей площадке… модульные зернохранилища из профнастила. В одном разместили сервис, а в другом – автосалон. Понятно, что об удобстве потребителей, в таких условиях, не было и речи.

Поэтому, в те годы очень большую популярность в Челябинске (в отличие, например, от Екатеринбурга или Перми) получают автомобильные выставки. Под их проведение использовался Дворец спорта.

— Это огромное сооружение в самом центре Челябинска, очень модерновое по тем временам…

— Совершенно верно. Все компании как могли украшали свои экспозиции, в результате чего они разительно отличались от существовавших тогда торговых точек. В результате, народ на эти «автосалоны» валил, что называется, валом – проходимость в день составляла 15,0 – 20,0 тысяч человек. И главное, на выставке, практически за день распродавалась вся экспозиция, и для ее пополнения постоянно завозились новые машины.

— А что за машины тогда завозились? Покупались напрямую или перекупались у импортеров?

— На первой выставке, которая состоялась в 1996 году, были представлены «ВАЗовские» и «ГАЗовские» модели, модели DaewooNexiaи DsewooEspero, которые в те годы собирали в Таганроге, «Форды» и разнообразные американские машины. Что касается их происхождения, то уже в те годы у нас был дилеры Fordи ТагАЗа, официальные представители «АвтоВАЗа» (вернее тольяттинских торговых фирм, работавших вокруг завода).

«Американцы» завозились по самым разным схемам. Кроме этого на выставке был представлен огромный ассортимент автосигнализаций, автомобильных аудиосистем и автомобильных аксессуаров

Как я уже сказал, первая выставка была проведена в 1996 году. Вообще же, этот формат пережил даже дефолт 1998 года, и, безусловно, все это способствовало развитию регионального авторынка. Но в начале 2000-х годов между организаторами выставки и основными участниками (автомобильными фирмами) возник конфликт. «Яблоком» раздора стали расценки за экспозиционные площади. Справедливости ради нужно признать, что они были крайне высоким — на уровне тогдашних цен Московского автосалона. Понятно, что автомобильные компании начали требовать скидок.
Образовалась инициативная группа, которая собрала собственников всех автомобильных компаний, в результате чего было принято решение создать и зарегистрировать Ассоциацию челябинских автомобильных дилеров, которой поручалось провести переговоры с выставочной компанией и добиться снижения цен на экспозиционные площади для всех участников ассоциации.

Вот так и возникла наша Ассоциация.

Кстати, договориться тогда не удалось, и все ведущие автомобильные фирмы в мероприятиях этой выставочной компании больше не участвовали.

— То есть, Ассоциация продолжила жить своей жизнью после разрешения этого конфликта?

— Когда «общий враг» исчез, среди участников сначала начался «разброд и шатания». Основных причин было две: 1) никто не мог четко и ясно сформулировать – что и как делать дальше; 2) отсутствие доверия к руководителю. Второй аспект крайне важный, именно из-за этого, как показывает опыт, не состоялись многие подобные региональные бизнес-структуры.

Первоначально в Устав было заложено положение о том, что Президент Ассоциации избирается из числа руководителей (собственников) компаний, входящих в нее. Это и вызывало опасения, что Президент, пользуясь своим положением, будет решать вопросы, прежде всего, в интересах своей компании. Поэтому Устав был изменен и на должность, сначала, исполнительного директора, а потом президента Ассоциации, пригласили меня, то есть, фактически наемного менеджера. Поэтому с Ассоциацией я связан с 2003 года.
Я не имел своей автомобильной компании (в том момент у меня была издательская фирма, которая издавала несколько региональных автомобильных изданий), поэтому был «равноуда ленным».

 — Что Вы начали делать, когда стали руководителем Ассоциации? И как строится работа сейчас?

— Мы постарались найти универсальную формулу – решили содействовать развитию бизнеса всех участников Ассоциации.
Для этого мы проводили и проводим работу в самых разных направлениях. Это и взаимодействие с властями, по вопросам, представляющим интерес для всех автомобильных компаний, и маркетинговое обеспечение деятельности компаний, например, каждый год мы составляем свой прогноз развития регионального автомобильного рынка (который, могу это отметить с гордостью, только дважды не оправдался — в 2008 и 2014 гг.). Ежегодно (раньше было чаще) составляем отчет о продажах челябинскими автомобильными компаниями новых автомобилей по маркам (кстати, он, в силу ряда причин, ни разу не совпал с тем, что делает АВТОСТАТ).

Кроме этого, проводим консультации топ-менеджеров  компаний с ведущими специалистами (юристы, оценщики, руководители регионального ГИБДД) по актуальным вопросам, связанным с изменениями в законодательстве и т.д.

Мы даже возродили автомобильные выставки и на протяжении четырех лет (последний раз в 2013 году), проводили свои Автосалоны.

Без привлечения посредников решали все вопросы по их организации, начиная от аренды выставочных комплексов и заканчивая PR-сопровождением.

Естественно, что все это решалось с привлечением соответствующих специалистов автомобильных компаний, которые решали конкретные вопросы в общих интересах, под общим руководством Ассоциации.

— Сегодня, когда в авторитейле происходят стремительные изменения, хватает ли ресурса, сил и желания работать региональным организациям?  

— Безусловно, ситуация меняется. Вначале «нулевых», когда региональный рынок по объему был небольшим, работать было проще. Но все регионы имеют свою специфику, с точки зрения особенностей экономической ситуации, существующей структуры, менталитета, в конце концов. Поэтому польза от подобных региональных бизнес-сообществ бесспорна.
Вместе с тем, важность и нужность деятельности РОАД не подлежит сомнению. Особенно сейчас, когда рынок ожидает серьезная перестройка.

— Вы собираете и ведете свою аналитику. Насколько активно сегодня развивается авторынок в вашем регионе?

— Челябинская область – это десятая-одиннадцатая площадка страны по продаже новых автомобилей, а доля самого Челябинска в областных продажах составляет порядка 85%. У нас новых машин реализуется больше, чем, например, в странах Балтии и Сербии. Многие наши автоцентры являются по своим маркам крупнейшими в России.
Оборот автомобильного рынка Челябинской области уже сопоставим с такими отраслями, как машиностроение, в нем заняты тысячи человек. Все компании-учредители Ассоциации превратились в настоящее время в мультибрендовые холдинги и в силу этого являются прямыми конкурентами.
Сегодня учредители Ассоциации контролируют более 80% продаж новых автомобилей Челябинской области. Но, даже в этих условиях, мы стараемся выполнять нашу задачу – содействовать бизнесу всех членов Ассоциации.

— С какими проблемами чаще всего сталкиваются региональные автодилеры?

— Если оценивать существующую ситуацию на региональном рынке, то основная проблема (думаю, такая картина не только у нас) заключается в избыточной инфраструктуре.
За годы подъема в городе была создана инфраструктура (дилерские автоцентры), которая в настоящее время используется на 35-40% заложенных возможностей. Продать ее по достойным ценам, как и перепрофилировать, практически невозможно. Все это, прежде всего, отражается на рентабельности автомобильного бизнеса. Она постоянно снижается. Падает и интерес к самому бизнесу.

Показательный пример. В Челябинске ежегодно вручаются призы «Человек года» в самых разных областях бизнеса – в строительстве, в сельском хозяйстве, промышленности и т.д. Раньше всегда вручался приз в номинации «Лучший автодилер», номинантов которого предлагали мы. С 2014 года убрана сама номинация, то есть положение дел в нашем сегменте бизнеса стало как бы неинтересным.

— Вы давний партнер РОАД и не раз содействовали проведению межрегиональных мероприятий, Круглых столов, ближайший из которых пройдет 10 сентября. Какие вопросы хотелось бы обсудить в кругу экспертов?

— Сейчас остро стоит тема, связанная с внедрением того же цифрового ПТС и перехода на Интернет-торговлю автомобилями. Пока нет полной ясности, что и как будет. А учитывая всю практику принятия подобных решений у нас в стране, многие испытывают по этому поводу определенную тревогу. Поэтому очень здорово, что РОАД в этот раз привезет команду экспертов «Электронный паспорт».

Именно решением таких вопросов (от работы в качестве экспертов при выработке нормоутверждающих документов, до консультирования участников рынка) и должна, в первую очередь, заниматься РОАД. Это ее прерогатива и компетенция.

Еще один важный аспект – участие в подготовке кадров для отрасли. В рамках Круглого стола я могу с гордостью рассказать об имеющемся у нас в Челябинске опыте. Автомобильный рынок в настоящее время – это серьезная отрасль, которой нужны специалисты. А вот с этим есть проблемы.

— Какие именно проекты Вы как руководитель реализуете у себя в ВУЗе и что готовы предложить отрасли?  

— Основная проблема сегодня заключается в том, что в наших вузах готовят специалистов для автомобильной промышленности и организаций, занимающихся эксплуатацией автомобильного транспорта, а вот для сервисных предприятий – нет.

Да, это все очень близко, но, учитывая специфику требований производителей к своим дилерским центрам, дилерам приходится, что называется, доучитывать, молодых специалистов, которые приходят к ним после окончания институтов.

Поэтому в Южно-Уральском государственном университете возникла идея создания специализированной кафедры автомобилей и автомобильного сервиса, готовящей специалистов, для  сервисных предприятий. Создать такую кафедру ректор университета Александр Леонидович Шестаков  поручил мне. И она сейчас создана и работает.

Без преувеличения – это уникальная кафедра, не имеющая аналогов в стране, поскольку она расположена непосредственно на дилерском предприятии.

— Как именно автодилеры участвуют в обучающем процессе?   

— Изначально с идеей создания такой кафедры мы обратились к Василию Петровичу Рыбакову, собственнику ООО «Регинас»– крупнейшего автомобильного холдинга Урала. Василий Петрович, человек незаурядный и очень прогрессивный. Помогло и то, что я его близко знаю почти четверть века. Он еще раньше несколько раз обращался в университет с предложением целенаправленно готовить специалистов для его компании. Поэтому договорились мы быстро.

В дилерском центре Nissan, входящем в состав «Регинаса», было  выделено тысяча квадратных метров площади, на которых за несколько месяцев был построен современный учебный центр. Отмечу, что само строительство учебного центра велось за счет «Регинаса». Кроме того, компания оснастила его всей необходимой мебелью и учебным оборудованием. Причем, все было сделано на совесть: мы специально ездили в Москву в учебный центр Nissan, смотрели, как там и что, чтобы у нас было не хуже.

Считаю, что все получилось: мы можем гордиться нашим учебным центром – одним из лучших в университете. Есть все необходимое: компьютерный класс, специализированные аудитории, помещение кафедры, даже кабинет заведующего. Благодаря Василию Петровичу Рыбакову удалось подключить к проекту московскую фирму «Интерколор», которая занимается продуктами и технологиями для кузовного ремонта. Она поставила нам учебный класс.

В результате у нас есть уникальная по уровню оснащения лаборатория кузовного ремонта автомобилей. Благодаря такому уровню оснащения, вся практико-ориентированная часть обучения студентов ведется на территории действующего предприятия. Все практики, начиная от учебной и заканчивая преддипломной, студенты также проходят в производственных подразделениях дилерского центра.

Более того, кроме высшего образования мы даем им и рабочую профессию с вручением соответствующих сертификатов. Учебные планы и рабочие программы дисциплин мы согласовываем с дилерским сообществом и, прежде всего, с ООО «Регинас», чтобы прививать студентам те компетенции, которые реально востребованы на рынке, постоянно организуем мастер-классы, которые проводят ведущие специалисты дилерских компаний, входящих в автохолдинг «Регинас». Такими возможностями не каждая кафедра может похвалиться.

Причем, для «Регинаса» участие в создании кафедры – это не благотворительность, а реальный бизнес-проект со своими сроками окупаемости. Зачем им это нужно? Как я уже говорил, если сегодня взять на работу просто выпускника университета, то на его доподготовку, до требуемого компании уровня, тратятся и время, и деньги. Причем, деньги немалые. Поэтому Рыбаков резонно рассудил, что выгоднее получить уже готовых для него работников.

Студенты уже в процессе обучения узнают, где, в каком качестве и с кем им предстоит трудиться, что конкретно делать и, даже, сколько они будут получать. В этой осязаемой выгоде для конкретного работодателя заключен очень существенный плюс. Но это только начало. Созданная нами кафедра – это принципиально новый подход к подготовке специалистов в более тесном взаимодействии с работодателями.

Я  так подробно об этом рассказал, поскольку убежден, что РОАД должна активно участвовать в процессе подготовки специалистов.

Безусловно, открытие специализированной кафедры – это уникальный опыт, который состоялся благодаря  стечению ряда субъективных факторов. Но есть и другие формы работы, которые могут быть задействованы.

Мы, например, уже три года на базе Челябинского автотранспортного техникума проводим независимую оценку уровня подготовки выпускников средних учебных заведений Челябинской области, ведущих подготовку по направлению эксплуатация и ремонт автомобилей. Специалисты наших компаний участвуют в качестве экспертов в областном этапе всероссийской олимпиады учащихся техникумов по направлению эксплуатация и ремонт автомобилей.

У себя в городе на базе учебных центров наших дилерских компаний мы проводим олимпиады для студентов вузов. Все это дает возможность дилерским компаниям более «селективно» отбирать себе выпускников вузов и техникумов города.

— Чем РОАД может помочь в этом направлении?

— На мой взгляд, РОАД вполне может выступать на экспертном уровне при разработке соответствующих государственных образовательных стандартов высшего и среднего образования. Есть и другие направления работы, которые можно задействовать.

Например, несколько лет я участвовал в составлении задания для всероссийской школьной олимпиады на автомобильную тему, которая проводилась Южно-Уральским государственным университетом под эгидой Союза машиностроителей РФ. Что мешает провести подобную олимпиаду РОАД? Мне могут возразить, а для чего это нужно?

Мы должны понимать, что наш бизнес – это всерьез и надолго.

А раз так, то нас должно заботить и волновать, кто придет работать на наши предприятия не через год-два, а через пять-десять лет.

Поделиться новостью: