АССОЦИАЦИЯ “РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ”
30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЯЕМ ЛУЧШИХ!

Телефон:

+7 (985) 211-29-88

Наталья Константинова: “РОАД удалось не только выжить, но и вырасти!»

Наталья Константинова — человек, оказавшийcя в автобизнесе, как и многие в годы перестройки, почти случайно, но задержавшийся в РОАД на долгие годы. Работы у нее как у исполнительного директора было много. Орг.вопросы и коммуникации, в том числе международные, в сущности оставались на ней в течение 15-ти лет работы в РОАД.

Москвичка, дочь научных сотрудников, окончила ныне легендарную, физико-математическую школу N2. Стала дипломированным молодым химиком, с отличием окончив МГУ. Впоследствии получила степень «кандидат наук». Впереди были долгие годы работы на кафедре МГУ по специальности «физическая химия».

Сегодня волею судеб Наталья не связана с автобизнесом. После ухода из РОАД создала с нуля компанию по импорту и дистрибуции итальянского и бельгийского силового-садового и клинингового оборудования, стала ее гендиректором, но сейчас отошла от дел. Много путешествует, навещает семью дочери, проживающей в США, и с теплом вспоминает то время, когда РОАД только создавалась и учились всему методом проб и ошибок.

Для исторической рубрики, посвященной 25-летию РОАД, Наталья Романовна Константинова подлилась воспоминаниями о своем периоде работы с автодилерами.

Из науки в бизнес

В РОАД я пришла в 1996 году, можно сказать, случайно. Перестройка, которую, горячо поддержала вся интеллигенция нашей страны, самым болезненным образом ударила по этой самой интеллигенции, и, в частности, по науке.

Мизерные зарплаты и полная бесперспективность заставили многих российских ученых эмигрировать. Часть уехала за границу, в основном в США, а другие подались во внутреннюю эмиграцию, то есть сменили науку на другую профессию. В основном стали заниматься бизнесом, то есть тем, чего в ССР не существовало – никто этому не учил.

Мне после доклада на конференции в США предложили работу в Nestle в США. Теперь не знаю, к счастью или к сожалению, по-семейным обстоятельствам я не поехала. Но из науки решила уйти, и каким-то образом реализовать административные способности, которые у меня всегда были.

Из всех моих друзей в «люди выбился» только один. К тому времени он уже был директором автомобильной компании. К нему-то я и подалась с просьбой о трудоустройстве. Почему он решил определить меня в качестве секретаря в РОАД, не знаю. Помню, что «по дружбе» зарплату мне предложил меньше, чем я получала в МГУ. Но я согласилась, решив, что с чего-то надо начинать, и задержалась в РОАД надолго.

Первые годы в РОАД

Уже через год после прихода в РОАД я заступила на место моего начальника, по какой-то причине покинувшего организацию. В то время, нас в Ассоциации работало двое — я и бухгалтер. Потом нас стало трое, у меня появился секретарь. Члены Совета, как и сейчас, работали безвозмездно — за идею.

Как вы знаете, РОАД была создана Березовским для получения таможенных преференций, но льгот не дали, и БАБ потерял интерес к своему детищу. К нам на собрания он ни разу не приходил.

Правда, его зам. Юлий Дубов часто приезжал на заседания Совета, в который входили и действительно активно работали очень крутые парни, лидеры российского автобизнеса: Сергей Петров, Алексей Терещенко и Илья Пименов, Александр Михайлик, Николай Салошин, Сергей Таривердиев, Сергей Успенский и др.

Под руководством Совета, РОАД сменила свою парадигму на противоположную.

Мы стали бороться за цивилизованный российский авторынок, то есть, не за льготы, а за равные условия для всех участников, против «серого» импорта, за честную конкуренцию, против незаконного завышения таможенных пошлин.

За что боролись

В то время остро встала проблема завышения Tаможней таможенных пошлин — вопрос, по которому мы активно взаимодействовали с Таможенным комитетом. Дело в том, что в своей борьбе с «серым импортом» (т.е. ввозом автомобилей с указанием в инвойсах сильно заниженной стоимости) ТК стал сам определять стоимость ввозимого автомобиля. Делали они это, беря за основу розничные цены на авто из зарубежных справочников. Стоимость авто, рассчитанная по этой методике, значительно превышала реальную дилерскую.

Мы предложили ТК (в лице Ларисы Александровны Бондарь) при расчетах таможенной стоимости автомобилей, ввозимых официальными дилерами, брать за основу стоимость, указанную в инвойсax, при условии, что автопроизводители будут посылать в ТК price-list на всю линейку автомобилей, ввозимых их дилерами.

Тогда мы первый раз участвовали в заседании клуба иностранных производителей, на котором и обсуждалась эта проблема. Дальше, автопроизводители сами стали общаться с Ларисой Александровной, которая так и не поверила до конца в честность их прайс-листов, но деваться ей было некуда, метод ТК с розничной ценой был вопиюще противозаконным.

В дальнейшем, методику расчета таможенной стоимости по прайс-листам, подтвержденным иностранными производителями, распространили на все импортные товары.
Могу сказать, что с чиновниками у нас устанавливались абсолютно нормальные, рабочие взаимоотношения. Мы всегда четко и профессионально формулировали свою позицию, и в каком-то виде она учитывалась. Мне особенно часто приходилось работать с Таможенным Комитетом, с Департаментом транспорта и связи Правительства Москвы, Министерством экономического развития, а позже с Министерством промышленности по вопросу технического регламента. И везде ко мнению РОАД прислушивались.

Международный опыт

В те годы проблема привлечения новых дилеров в РОАД стояла особенно остро. Для Ассоциации это был вопрос выживания. К счастью, в отличие от многих бизнес-объединений, РОАД удалось не только выжить, но и вырасти.

Удивительно, но многие руководители компаний, в те «тучные» годы не верили в эффективность бизнес- объединений, и не испытывали потребности в общении со своими коллегами — руководителями компаний конкурентов.
А ведь РОАД тогда была не только общественной организацией, но и клубом первых лиц компаний официальных автодилеров.

Французский друг РОАД Мишель Пера (Michel Peyrat), который по долгу службы знал автодилеров всего мира (он работал в BNP- Paribas и занимался кредитованием автобизнеса), говорил мне, что в трудные времена бизнес-объединения растут гораздо быстрее, вместе проще выживать. А трудные времена настанут.

Знакомство с Мишелем оказалось очень важным. Именно он познакомил нас с французской Ассоциацией автодилеров CECRA и помог организовать поездку Совета РОАД в Париж. Потом благодаря Мишелю мы установили контакты с NADA, подружились с Альберто Галлегосом (вице-президент NADA по международным отношениям в то время – ред.), и по его приглашению наши автодилеры первый раз приняли участие в конвенции NADA в Лас-Вегасе.

Второй раз ездили в Сан-Франциско, и потом наши автодилеры каждый год стали участвовать в конвенциях NADA.

Я бы сказала, что для РОАД это был новый этап — выход на международную арену.

Во время наших поездок и общения с зарубежными коллегами последние не скрывали, что зарабатывают, в основном, на сервисе и продаже поддержанных авто, и страшно завидовали нашим, поскольку в то время российские дилеры прилично зарабатывали и на продажах новых авто.

Заглядывая в будущее

Не надо было быть Кассандрой, чтобы понять, что и в России ситуация с продажами новых авто будет такой же, как на зарубежных рынках.

Очевидно, что в России отношения Производитель-Дилер обострились сейчас еще острее из-за политической и экономической ситуации в стране. Я думаю, что совсем «замечательных» отношений между производителями и их дилерами в принципе быть не может, потому что, несмотря на казалось бы общие цели -увеличение обьема продаж авто и запчастей, всегда есть определенное недовольство друг другом.

Однако, как мне известно, усилиями РОАД удалось сгладить эти противоречия. В 2018 г. был подписан Меморандум, который определяет алгоритм взаимодействия по многим вопросам. И это очень важное достижение для всего автомобильного рынка.

Пожелания

Члены Совета, бывало, говорили — «РОАД — это наш общий ребенок».

Счастлива, что в течение многих лет мне довелось общаться с такими прекрасными, выдающимися людьми как Сергей Петров, Алексей Терещенко, Илья Пименов, Сергей Успенский, Николай Салошин, Александр Михайлик и другими руководителями лучших автомобильных компаний РФ.

Вместе нам удалось не только сохранить и укрепить РОАД, начать диалог с автопроизводителями, вести активную работу с Таможенным комитетом, установить тесное сотрудничество с NADA, по примеру которой начали проводить масштабные конференции для дилеров всей страны, но и в самом осознании обывателями понятия «ОФИЦИАЛЬНЫЙ автодилер» есть большая заслуга РОАД.

Желаю горячо любимой РОАД и дальше расти и развиваться, помогая автодилерам решать их общие проблемы!

Поделиться новостью: