АССОЦИАЦИЯ “РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ”
30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЯЕМ ЛУЧШИХ!

Телефон:

+7 (985) 211-29-88

Игорь Чикирис: “Работать интересно в любое время!”

Один из тех, чья фамилия стоит в учредительном протоколе о создании РОАД, в автобизнесе уже почти 30 лет. В начале 90-х он уволился из Вооруженных сил СССР и с головой ушел в новое, незнакомое, то, что потом стало называться автобизнес.

С новыми для советского офицера, успевшего ненадолго задержаться в «Кока-Кола», понятиями пришлось знакомиться в компании «Тринити Моторс», которая на тот момент имела в том числе и западных инвесторов.После 10 лет работы в «Тринити» Чикирис занимал должность директора по логистике в «Рольфе». Наконец, работа на стороне производителей: Ford, VW, а теперь FCA. За это время в автобизнес пришел и сын, Чикирис-младший (FordSollers).

В исторической рубрике, посвященной 25-тилетию РОАД, Игорь Чикирис вспоминает, как начинался путь РОАД, а также, как человек, который за свою карьеру успел поработать и на стороне дилера, и дистрибьютора, делится своими выводами об эволюции этих, порой непростых взаимоотношений.

Игорь и Алексей Чикирисы

Вступление

Прежде всего хочется вспомнить о людях, которые приняли самое активное участие в моём становлении. Это и мои первые учителя авторитейла (некоторых уже, к сожалению, нет в живых), и учредители первого дилера и дистрибьютора General Motors в России — компании «Тринити Моторс», которым я безмерно благодарен за всё, что ими было сделано для моего карьерного роста, и особенно Руди Амирханяну, который собеседовал меня в апреле 1993 года, поверил в меня и взял на работу.

Конечно же, вспоминаются встречи коллег первых дилерских предприятий конкурирующих марок, первые упоминания о некоем дилерском сообществе, ассоциации, которая бы помогала дилерам выстраивать цивилизованные отношения как с государством, так и с потребителями, развиваться и защищать их права. Интересное было время!..

Приключения «американцев» в России — и наоборот

В мае 1993 года пришёл я в компанию «Тринити Моторс», на тот момент это был дистрибьютор и дилер General Motors по маркам Chevrolet, Cadillac и Pontiac.

Руди Амирханян, выполнявший на тот момент роль СЕО «Тринити Моторс», видимо, усмотрел плюсы моего армейского с гуманитарным уклоном опыта учёбы в Военном Институте Иностранных Языков («Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации – ред.). и последующей службы в Западной Группе войск в ГДР и Министерстве Обороны. У меня к тому времени уже был 7-летний стаж офицера, семья, 9-летний сын Алексей и опыт работы в Coca-Cola, где я недолго поработал в качестве special events менеджера.

Руди Амирханян  — человек, представлявший западных инвесторов,  был основным генератором идей о том, как правильно выстраивать работу дилера в России. Человек большого ума, высокообразованный, широкомыслящий, аналитик, с уникальным умением объяснять свою точку зрения, обращать в свою веру подопечных, выслушивать всех, кто рядом и выносить наиболее сбалансированные и правильные решения.

Я, как и многие, кто работал с ним, имел возможность учиться от него западному менталитету, никогда не говорить «нет» новым инициативам, не принимать все на веру. Я очень и очень благодарен Руди за проведённые вместе годы.

Так вот, Руди взял меня сразу на должность заместителя Генерального директора, которым в то время был американец Джим Уокер.

Директором по продажам трудился канадец Алек Розен — пожалуй, самый сильный на моей памяти наставник в области продаж, большой мастер по презентации машин и раскрытию их достоинств, борьбе с возражениями и закрытию сделок. Они были моими первыми учителями в этом бизнесе.

Для моего дальнейшего карьерного роста в «Тринити Моторс» Руди и акционеры компании приняли решение вложиться в меня и направить на стажировку по специальной программе Internship USA /Career Training USA. Это программа оплачиваемой стажировки в США для специалистов и выпускников, направленная на профессиональное и личностное развитие. Студенты, выпускники и специалисты в процессе стажировки получали новый опыт по специальности в американской компании среднего или крупного бизнеса.

Мне довелось стажироваться в штаб-квартире General Motors (Детройт), проходить многочисленные семинары и тренинги, естественно, имевшие самое непосредственное отношение к дилерскому бизнесу.

Затем последовала учёба в институте GMI (General Motors Institute of Automotive Management), (Флинт, штат Мичиган), многочисленные командировки в дилерские центры Мичигана и Виргинии. Всё это сыграло неоценимую роль в моём профессиональном росте. А ведь тогда дилерский бизнес только-только начинал своё становление в России.

Самые яркие проявления, поразившие меня на тот момент — трепетное отношение к любому клиенту, невероятное внимание к его потребностям, лишь бы только он остался довольным и счастливым, покидая дилерский центр. Это был культурный шок. Этого у нас не было. Это просто перевернуло моё сознание.

Создание РОАД

Разговоры о создании РОАД, как мне помнится, начались в начале 1994 года. Были встречи, обсуждения, высказывались сомнения, а порой и сильный скепсис о самой идее. Но были люди, которые очень верили в необходимость создания такой структуры.

На тот момент генеральным директором «Тринити Моторс» уже был Марк Тиммиг, тоже американец, который не понаслышке знал, что такое ассоциация автодилеров, так как, проработав в авторитейле США много лет и, зная, что такое ассоциация дилеров США или NADA (National Automobile Dealers Association), рассказывал всем участникам и организаторам круглых столов и совещаний, зачем дилерами России нужен такой орган, каковы должны быть его предназначение и основные задачи.

Участники таких обсуждений, конечно же, слушали Марка, задавали вопросы, делились мнениями, но, в конечном итоге, договорились сформировать рабочую группу для подготовки Устава РОАД.

И уже в апреле 1994 года во дворце приёмов Логоваза, где присутствовали примерно 25 — 30 представителей 19 дилерских компаний, Устав был утверждён специальным протоколом. После принятия Устава участники выпили шампанское, вышли на балкон дворца и сделали памятное фото. Думаю, что многие старожилы автоиндустрии узнают коллег, с которыми они когда-то начинали свою автомобильную карьеру (см.  фото).

От «девяностых» к «двухтысячным»

Что из себя представлял бизнес в 90-х гг.? Полная свобода действий!

В России на тот момент не было представительств производителей, и дилеры имели больше свободы, не было такого жёсткого контроля со стороны заводов. Но были и свои издержки: дилеры должны были самостоятельно выполнять несвойственные им функции, в том числе, и таможенное оформление автомобилей.

В 2000-х — началась регламентация практически всего. И чем дальше, тем больше ужесточались правила поведения и работы дилеров. Точнее сказать —  они становились более цивилизованными.

В Россию начали приходить производители, которые взяли на себя функции импортеров и дистрибьюторов, высвободили дилеров от не свойственных им функций, стали вводить дилерские стандарты и занялись формированием правильных дилерских сетей. Эта работа совершенствовалась ежегодно, дилерские центры становились больше, красивее, эффективнее — индустрия цвела! От желающих открыть дилерский центр не было отбоя. Оптимизм зашкаливал.

Сегодня можно сказать, что того энтузиазма по инвестированию в дилерские центры больше нет. Сети в основном сформировались и найти того, кто бы был готов вкладываться в дилерский центры очень и очень сложно.

Автодилеры+ автопроизводители=БИЗНЕС

Между тем, результаты работы РОАД со временем стали более ощутимыми.Сейчас особенно понятны задачи, которые нужно решать, сама организация стала более массовой, получила большой вес, стала способной решать сложные вопросы и научилась находить компромиссы, договариваться с властями, производителями, с собственниками и руководящим составом дилерств.

Активно ведётся работа с АЕБ. С помощью конструктивной работы руководства РОАД с антимонопольным ведомством, дилерами и автопроизводителями вносятся важные изменения в дилерские договоры. Работа делается несомненно более цивилизованной.

Как я уже сказал, раньше было больше свободы у дилеров практически во всех направлениях работы, будь то продажа новых или подержанных машин, оказание сервисных услуг или соблюдение дилерских стандартов. С созданием национальных торговых компаний эта небывалая свобода исчезла.

НО: сделано очень много положительного!

Стали подписываться дилерские договоры, начался более жёсткий контроль за соблюдением их условий, дилеры стали обучаться, возрос их профессионализм, прекратился поток серого и чёрного импорта автомобилей, и т.д.

Рынок стал более цивилизованным, стал работать по правилам, потребители точно знают, что должны и не должны делать дилеры.

Изменились, в том числе, и клиенты: приобретая как положительный, так отрицательный опыт взаимодействия с дилерами, они стали более образованными.

Несомненно, особенно им помог Закон о защите прав потребителей. Благодаря порой трудным отношениям и потребители, и дилеры обогащали друг друга, дисциплинировали. В частности, дилеры учились повышению уровня клиентской удовлетворённости, тому, как бороться с клиентским экстремизмом, и так далее.

Оглядываясь назад

Можно сказать точно: работать было интересно в любое время. Каждый раз новые вызовы и новые задачи. Не было дня без какого-либо сюрприза… Будь то дилерский центр или импортёр. И в этом была и есть своя прелесть, изюминка. К любому периоду своей деятельности я отношусь с придыханием. Каждый период воспитывал меня, учил, закалял, менял.

Авторынок 2019-2020

Я верю в рост. Незначительный. Но рост. Рынку есть, куда расти, как менять свои предпочтения. И в этом магнетизм этого невероятно интересного бизнеса, который нужно отслеживать, анализировать, подстраивать и менять, шагая в ногу со временем. У всех игроков разные ресурсы, разные задачи, долгосрочные и краткосрочные планы. При этом они также постоянно меняются и корректируются.

Кто из нас мог еще недавно подумать о том, что мировые производители автомобилей, инвестировавшие сотни миллионов долларов в свои заводы в России, решат свернуть свою деятельность?

И это происходит не только у нас, но во всём мире. Россия — его часть со своими сложностями и загадками, и нам предстоит, как и раньше, выживать, брать новые рубежи, чтобы сделать наши компании более доходными и устойчивыми.

Куда расти?

Какие задачи сейчас должны стоять перед дилерами? Диверсификация бизнеса, увеличение спектра услуг для своих клиентов, как розничных, так и корпоративных.  Нужно учиться предлагать не узкий продукт, а комплексные решения их проблем мобильности.

Как бы это банально ни звучало — увеличение клиентской удовлетворённости и создание долгосрочных отношений со своими клиентами по-прежнему являются залогом устойчивости и развития бизнеса.

Пожелания РОАД

Нужно активно работать с производителями и государственными органами для изменения законодательства по защите дилеров и импортёров от клиентского экстремизма. От этого страдают многие предприятия, потому что закон, порой, очень часто защищает нечистоплотных потребителей, использующих его для обогащения. Таких примеров достаточно.

Удачи вам и успехов. Спасибо за ту работу, которую делает ваша команда. Так держать!

Поделиться новостью: