АССОЦИАЦИЯ “РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ”
30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЯЕМ ЛУЧШИХ!

Телефон:

+7 (985) 211-29-88

Николай Салошин: «Дилерам нужна защита инвестиций»

Вчера Группа PSA официально объявила о том, что Opel возвращается в Россию. Но как к этой новости отнесутся бывшие дилеры Opel, многим из которых 4 года назад пришлось попрощаться с бизнесом?

О том, насколько болезненно для российских дилеров прошел уход Opel с российского рынка в марте 2015 года и готовы ли они вернуться к дилерству марки, продолжающей свою историю уже под “зонтом” PSA, мы побеседовали с одним из учредителей РОАД ( 1994 г.), долгое время бывшим вице-президентом Ассоциации, исполнительным директором ООО «Автоимпорт» (в настоящее время авторизованный сервисный партнер GM) Николаем Салошиным.

— Вспоминая уход Opel и Chevrolet из России в 2015 году, я склонен считать, что это было скорее политическое решение, хотя нас и пытались уверить в обратном. Уже тогда политика санкций давала свои первые всходы.

В марте 2015 года GM объявил об уходе, а в декабре того же года они уже покинули рынок (марка Opel и основная модельная линейка Chevrolet– ред.).  Распродали товар, законсервировали завод в Питере, всем дилерам «сделали ручкой» и просто добровольно бросили 12% доли российского рынка. Даже сейчас не каждый производитель этим может похвастаться. Просто бросили! Дилерами на тот момент было вложено десятки миллионов долларов, в строительство дилерских центров, в склады запасных частей, обучение и т. д.

Для сравнения: когда GM объявил о том, что Chevrolet уходит с европейского рынка (в период с 2013 по 2016 гг . — ред.), это было сделано за 3 года до ухода. А у нас – за 9 месяцев! Как вы считаете: это политика или экономика?

Второй момент: примерно за год до объявления об уходе они достаточно резко повысили цены на автомобили. Я говорю: что же вы творите, как мы продавать будем? Но они в течение 2014 года подняли цену на машину так, что объем продаж сильно упал. Ну, дальше «логика» была простая: машины не продаются — мы сворачиваемся.

Я бы хотел еще один момент подчеркнуть, который, может быть, многие сейчас забыли. Что сам GM был на грани банкротства в 2006 году, на волне ипотечного кризиса в США. Долг у них, как у любой транснациональной компании рано или поздно, становится практически неуправляемым (в России у крупнейших компаний будет происходить то же самое, только позже), но, поскольку GM это одна из знаковых компаний в США, то, естественно, государство их поддержало. Правительство выделило необходимые средства, но, в отличие от нас, там никто деньги бесплатно не дает. Правительство США вложило в GM 50 млрд.долларов и взамен получило контрольный пакет акций компании и места в Совете директоров. По сути, GM стала государственной компанией, а государство уже стало проводить свою политику, последствия которой мы и наблюдаем.

В РОАД мы много говорили о том, что то, что сейчас происходит, это не кризис, это смена политэкономического направления, скажем так. Новая парадигма отношений. Государство сейчас все больше регулирует различные отрасли, вплоть до самых «низов».

Чтобы заменить бренд GM на какой-нибудь другой, нужны дополнительные инвестиции – мы не стали этого делать. Последние годы мы являемся авторизованным дилерским центром по сервису. Машин этих в московском регионе все еще много. Уже к середине «нулевых» годов Opel по качеству занял положенное ему по праву место и его объем продаж стал заметно расти.

Если говорить про возможное возобновление дилерства Opel, то давайте все-таки вспомним, сколько дилеров обожглось на них. У нас ведь в России было практически 250 дилерских компаний, работавших с брендами GM. Сейчас только 12-15 компаний имеют дилерство по продажам новых автомобилей Cadillac и Chevrolet. И очень немногие из 250 дилеров смогли заключить новые дилерские соглашения с другими брендами.

После того, что произошло, конечно, сложно говорить о возобновлении продаж автомобилей и дальнейших вложениях в этот бизнес.

Поэтому здесь очень важно вспомнить как раз то, за что Ассоциация болеет и за что борется – это защита инвестиций.

Почему раньше производители давали большую доходность для дилеров? Для того, чтобы рынок развивался, чтобы можно было окупить инвестиции. Срок окупаемости был 3-4 года. Сейчас срок окупаемости дилерского центра в таком размере — это минимум 8 лет, а то и 10-12.  И если производитель потом фыркнет — вы остаетесь с долгами и без центров.

Куда делись запасные части у дилеров GM в Европе после ухода Chevrolet ? Их выкупил производитель по желанию дилера. Это оригинальные запчасти, с маркировками производителя, забирайте их, продайте на мировом рынке! А нам что сказали? «Да идите…»  Почему так произошло? Дилеры всего лишь посредники между клиентом и производителем и как оказалось очень плохо защищены от произвола дистрибьютера.

На сегодняшний день это парадокс автомобильного бизнеса: дилеру, который вкладывает миллионы в развитие своего бизнеса, пока еще диктует условия производитель. Вот здесь и нужна защита.

Поэтому одна из задач общественной организации РОАД – терпеливо и настойчиво бороться за отстаивание интересов дилеров на различных уровнях.

Именно поэтому взаимодействие с АЕБ и подписание Меморандума о взаимопонимании  — это очень важный этап развития российского автомобильного рынка. Я считаю его одним из самых важных этапов за всю 25-тилетнюю историю существования РОАД. Призываю всех, кто еще не присоединился к этому документу, обязательно это сделать в течение 2019 года!

Поделиться новостью: