АССОЦИАЦИЯ “РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ”
30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЯЕМ ЛУЧШИХ!

Телефон:

+7 (985) 211-29-88

«РОАД – это основная площадка для взаимодействия автодилеров»

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» продолжает взаимодействие с руководителями Регсоветов в различных федеральных округах. Система Регсоветов РОАД была запущена в конце 2020 года с приходом на пост президента РОАД Вячеслава Зубарева. Председатель Регсовета по Уральскому федеральному округу (УФО) и генеральный директор ГК «Автоцентр КЕРГ» (Volkswagen) Олег Байтингер рассказал, почему работа по консолидации усилий автодилеров сегодня выходит на первый план и как может помочь РОАД региональным участникам рынка.

— Олег Роландович, Вы возглавили Регсовет по Уралу в июне 2022 года. Какие цели ставите перед собой?

— Сегодня очевидно, что несмотря на то, что дилеры конкурируют между собой, мы должны объединять опыт, связи и интересы для решения глобальных вопросов работы автобизнеса. На мой взгляд, РОАД как раз один из достаточно мощных каналов взаимодействия, который может нам помочь в этой ситуации.

Тем более в ситуации, которая развивается в этом году — достаточно непростой. Поэтому есть необходимость поработать вопросы, встретиться с первыми лицами  — несмотря на непростые времена — убедить их вступать в Ассоциацию для того, чтобы максимально эффективно использовать свои возможности.

— Как Вы считаете, Регсовет РОАД должен работать как представительский орган или как инструмент для консолидации дилеров, обучения, сбора и обработки информации?

— Я убежден, что сегодня это реальный инструмент для работы. Мы же в любом случае все присутствуем на разного рода дилерских конференциях. Знакомимся, общаемся, говорим о своих свершениях и достижениях, несмотря на то, что работаем в конкурентной среде, которая, на мой взгляд,  в автомобильном бизнесе одна из самых мощных.

Поэтому РОАД — это единственная площадка на сегодня, которая реально может помочь посмотреть на работу совместного взаимодействия по нашим очень злободневным вопросам. Это касается и параллельного импорта, здесь проблема “номер один” —  это нормальные, цивилизованные поставки на юрлицо. Мы должны консолидировать свои возможности, чтобы решать проблемы на уровне всей отрасли.

— Как Вы считаете, какие причины не дают дилерам в регионах активнее общаться, объединяться?

— Это парадоксальные вещи: если ты живешь в своем доме, ты дружищь со всеми по улице кроме тех, с кем граничишь заборами. Здесь аналогичная ситуация: у тебя прекрасные отношения с компаниями или с дилерами в соседних регионах, а вот в своем городе и в зоне своего присутствия — зачастую возникают вопросы. Обострение конкурентной среды действительно есть, и договориться о правилах игры сложно, каждый пытается перетягивать одеяло на себя. Я думаю, в большей степени из-за этого есть некое непонимание и уровень недоверия в дилерском сообществе.

Поэтому и получается, что, к примеру, челябинских дилеров, которые готовы общаться, можно посчитать на пальцах одной руки. Даже больше скажу — мало когда были такие сборы. Года полтора назад была такая встреча, прилетал президент РОАД Вячеслав Зубарев, было очень интересно, собрались в хорошем месте, общались, были практически все. Глобально, ¾ дилерских предприятий были представлены по городу. Очень многие тогда вошли в РОАД.

Здесь мы уже говорим не о конкуренции, а о выработке каких-то совместных решений, в сборе большего объема информации по всем направлениям.

— Решение каких вопросов развития отрасли, на Ваш взгляд, сегодня в приоритете?

— Главный вопрос, который сегодня стоит на повестке — это работа Закона «О защите прав потребителей», который сейчас вообще принимает новые формы. Мы видим, что некоторые импортеры не в состоянии обеспечить гарантийную поддержку дилерам, в рамках поставки запасных частей такая же история. Много вопросов по параллельному импорту. Ситуация усугубляется.

Нужна взаимосвязь по юридическим аспектам, которые очень опасны для нашей деятельности. Ведь не секрет, что первые, кто начали набивать шишки по Закону «О защите  прав потребителей», это автодилеры.

Товар дорогой, технически непростой, поломать автомобиль можно как угодно и никто не определит, почему его поломали. Схема возвратов, штрафов и заработков на этом может идти бесконечно. Как раз сейчас для этого  «благодатная» среда в связи с тем, что со стороны импортеров поддержка слабая в силу сложившихся причин. И вот здесь опыт регионов как раз очень пригодится для главного Совета РОАД. Многие юристы автомобильных групп общаются между собой, обмениваются опытом. Например, мы здесь помогаем решать вопросы для московских дилеров, для дилеров Санкт-Петербурга, имея аналогичную обратную связь.

Острым остается вопрос двойного НДС. В силу того, что нарушены нормальные поставки основных групп автомобилей с юридического лица на юридическое лицо, приоритет склоняется больше в сторону работы авто с пробегом. Здесь, конечно, наличие двойного НДС принципиально. Остаются вопросы, связанные  с поставкой запасных частей — это параллельный импорт. Как раз ими сейчас и занимается РОАД, активно взаимодействуя с государственными ведомствами.

— Вы ведь сами относительно недавно вошли в РОАД. Почему раньше не интересовались этой работой?

— Вы знаете, я обращал внимание на РОАД, но очень спокойно. Потому что если лично для меня нет интересного состава — нет уровня доверия. Создать автомобильный бизнес очень непросто. Создать его с нуля — как это делает большинство кто возглавляет автомобильные группы — это непросто вдвойне. Я не знаю владельца дилерского бизнеса, которому с неба свалился благодатный огонь, куча денег. Люди добивались. Соответственно, автодилеры — это, как правило, серьезные бизнесмены, достаточно расчетливые, четкие, пунктуальные и взвешенные. Мы очень четко анализируем и прогнозируем работу компаний, наши направления, необходимость тех или иных действий.

У РОАД еще недавно была непонятная для меня ситуация, я не чувствовал степени доверия. На сегодня к Вячеславу Зубареву она достаточно высокая. Мы давно знакомы, хотя в свое время серьезно конкурировали за один комплекс в Стерлитамаке. После этого мы встречались на дилерских конференциях и много общались. Это человек достаточно открытый, понятный и четкий. Я у него и в офисе был в Набережных Челнах, проездом, созвонились — увиделись. Это степень доверия. Такая же, как к ряду других владельцев автобизнесов. И я, например не сомневаюсь  если такие люди берутся за дело, то ради того, чтобы создать эффективное сообщество, которое могло бы действительно решать глобальные вопросы, помогая развиваться всей отрасли.

Когда я узнал, что Вячеслав заявился стать президентом РОАД, я сразу позвонил, сказал: «Я готов тебя поддержать». Человек, который создал такую глобальную империю и профессионально ею руководит и управляет, безусловно, заслуживает высокого степени доверия и уважения. Тут не свое надо продвигать — надо объединять усилия.

Я же вижу, что сейчас предлагает РОАД. Это всевозможные обучения, онлайн-курсы, прогрессивные вещи. Я, например, рекомендую подписываться на РОАД всем своим сотрудникам — а сегодня мы представлены в Челябинской, Курганской областях и в Башкирии.

Почему региональные ассоциации автодилеров  — не только на Урале — сегодня изживают себя?

— У нас в Челябинске была своя Ассоциация дилеров, причем достаточно продолжительное время.

Мы собирались, обсуждали свои проблемы, 10-15 человек. Но последние 3-4 года ее работа шла по ниспадающей —целесообразности нет.

Дело в том, что региональные группы дилеров, коли таковые были или есть до сих пор, не в состоянии решать глобальные вопросы. А многие вопросы, в том числе законодательные и законотворческие, не решаются на местном уровне, это вопросы федерального масштаба. Если кто-то из какого-то города собрался и что-то сказал, донести это наверх крайне сложно.

Поэтому некий объединяющий фактор стал угасать, и кроме как собраться, пожать друг другу руки и пообщаться не осталось ничего. Опять же статистика вся ушла в онлайн, все процессы стали интегрироваться иначе. Нет интереса никакого, в общем.

— Параллельный импорт это новые возможности для дилеров?

 — Я считаю, что да. Мы уже пробуем, привезли 2 электрокара Volkswagen из Китая, завезли автомобили с пробегом. Это мотивирует сотрудников, они видят, что все работает, подстегивает интерес к марке. Мы эту ситуацию пиарим, люди приезжают, обсуждают. Все будет быстро решаться. Мы параллельно обсуждаем официальные поставки из Китая, юридические.

Заниматься самостоятельно поставкой запасных частей —это вообще отдельная история. Это может быть отдельно созданная структура внутри бизнеса, и я не сомневаюсь, что такие компании уже начали появляться и в самое ближайшее время появятся компании глобальные, которые будут четко, цивилизованно и в огромных объемах поставлять необходимые запчасти на разные группы автомобилей.

— В каком статусе сегодня находятся дилеры Volkswagen?

— Дилерское соглашение действует — его никто не прерывал в одностороннем порядке. Контакты и общение продолжаются, вся внутренняя отчетность формируется, контакты со службами продаж и послепродажного обслуживания в открытом доступе. Запасные части по чуть-чуть приходят, где-то что-то просачивается, ну хотя бы в рамках гарантийных обязательств.

— Вопрос защиты инвестиций автодилеров сегодня вновь выходит на первый план. Мы видим пример Renault.  Другие автопроизводители тоже могут объявить об уходе. Какие способы разрешения этой ситуации видит Регсовет?

— Вопрос очень непростой. Известно, что каждая марка выдвигает свои корпоративные стандарты и прочие вещи. Например, мой салон КЕРГ в Челябинске — один из немногих автоцентров VW, выполненный в 100%-ной концепции Volkswagen. В силу того что я профессиональный архитектор по образованию, он был построен с иголочки, как положено, и стоит уже 15 лет почти без ремонтов. Соблюдение таких стандартов и постоянное поддержание на уровне как наружных, так и внутренних отделов, корпоративных элементов, мебели требует расходов. Полтора года назад мы поменяли тут всю плитку — хотя она была в идеальном состоянии. Обязали. Заставили — сделали. Это колоссальные деньги.

Конечно, если бы я полтора года назад знал, что наступит такое время, я бы сказал: ребята, подождите.

А сегодня я хочу задать вопрос: вы заставили нас потратить деньги, они исчисляются десятками миллионов рублей, вы настроили наши возможности на определенный объем продаж обслуживания. А мне что делать с этими постами? У меня сервисная станция для коммерческого транспорта одна из самых крупных  в России, 12 постов только для коммерческих автомобилей. Это тоже было сделано потому, что мы несколько лет были лидерами в регионе по продаже коммерческого транспорта.

Поэтому, в вопросе урегулирования взаимоотношений с импортерами в сегодняшней ситуации как раз РОАД может помочь. Я думаю, надо говорить о предъявлении коллективных исков. Жестко. Потому что честно: сидим с вами в автоцентре, дорогой, красивый. Но ни продать, ни подарить. И если здесь не торговать автомобилями, больше здесь делать нечего, говорю вам как архитектор. Автоцентр очень специфическая постройка — ни под торговый центр, ни под фитнес-центр вы не сможете его приспособить.

— Получается, радикальный разрыв бизнес-отношений с европейскими марками все-таки где-то маячит?

— Я считаю, что запросить в рамках коллективных исков некие компенсации будет правильным решением в текущей ситуации. Кто бы там что не говорил про форс-мажорные обстоятельства, у нас есть достаточно четкие контрактные условия сотрудничества, есть план поставок на этот год, и это достаточно серьезный юридический момент. Люди были нацелены на этот план, обучены сотрудники, оплачены программы, Кстати, плата за программы продолжается. Так же, как и отключение от программного обеспечения — полностью либо частично — в каких-то аспектах ремонта это тоже некрасиво. Ну, «умерла, так умерла». Сели, посчитали, Все, спасибо за работу.

— Такой опыт у нас был только с GM..

— Ну там же были компенсации? Я думаю, это абсолютно нормально. Мы же не говорим «дайте всем по 100 млн. за автоцентр». Но какие-то разумные компенсации должны быть. Они должны быть посчитаны, понятны.

Все просто: за последние 4 года в рамках ваших гарантийных обязательств мы продали 4 тыс. автомобилей. Раз вы не в состоянии поддержать, 10% в виде денег заверните! Мы–то перед людьми взяли свои обязательства. Там и возвраты машин могут быть, и замены крупных узлов и агрегатов. Это же гарантийные возмещения, мы должны выполнить обязательства перед покупателями и расходы могут исчисляться для каждого автоцентра десятками миллионов рублей.

Я уверен, что  этот вопрос можно поднимать в рамках Регсовета и обсуждать в РОАД. Именно поэтому урегулирование юридических вопросов при взаимодействии с импортерами это еще одна важная часть работы, которой Регсоветы будут заниматься в ближайшее время не только на Урале, но и в Сибири, и на Северо-Западе, и в Приволжье, и в других федеральных округах.

Поделиться новостью: